Понедельник, 20-Май-2024, 08:51:21
Информационный сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум www.usm-drept.ru » Drept » Совершенствование законодательства Республики Молдова (о личных неимущественных правах)
Совершенствование законодательства Республики Молдова
AdminДата: Вторник, 15-Ноя-2011, 10:56:17 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 118
Репутация: 1
Статус: Offline
Совершенствование законодательства республики Молдова о личных неимущественных правах

О. Овчинникова

Гражданский кодекс Республики Молдова регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Автор полагает, что гражданское законодательство охраняет и регулирует также личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.

Гражданский кодекс Республики Молдова 2002 г. (далее ГК РМ) закрепил основы частно-правового регулирования имущественных отношений с учетом существенных политичес¬ких и экономических изменений в стране и обществе [1]. Он отличается от ранее действовавшего ГК 1964 г. не только по количеству содержащихся в нем статей (в ГК 1964 г. их было 603, а в ГК 2002 г. – 1624), но, главным образом, по содержанию регулируемых им отношений. ГК РМ регулирует все имущественные отношения, возникающие в нашей стране, независимо от субъектного состава этих отношений. При этом впервые в качестве субъектов гражданских правоотношений наряду с физическими и юридическими лицами позиционируется Республика Молдова и ее административно-территориальные единицы как участники гражданских правоотношений.

Однако наряду с достоинствами и преимуществами ГК РМ 2002 г., на наш взгляд, имеет некоторые недостатки и пробелы. Это прежде всего относится к предмету гражданско-правового регулирования.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РМ гражданское законодательство регулирует правовое положение участников гражданского оборота, право собственности и другие вещные права, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Следовательно, текст п. 1 ст. 2 ГК РМ свидетельствует о том, что ГК РМ отдает приоритет правовому регулированию имущественных отношений. Что же касается личных неимущественных отношений, то, согласно буквальному толкованию п. 1 ст. 2 ГК РМ, закон регулирует только личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, к которым можно отнести авторство на произведения науки, литературы, искусства, изобретения, создатели которых имеют право на вознаграждение в случае их опубликования или внедрения в производство.

Ни ГК РМ, ни другой какой-либо нормативный акт РМ не дают легального определения личных неимущественных прав и их признаков. В юридической доктрине признаками личных неимущественных прав (благ) называются:

их принадлежность лицу от рождения или в силу закона, т.е. специфика их возникновения и прекращения;
отсутствие их экономического содержания;
неотчуждаемость и непередаваемость другим лицам.
Это права, которые принадлежат человеку пожизненно и являются абсолютными субъективными правами. Исходя из этих признаков, к личным неимущественным правам относятся такие конституционные права, как право на жизнь, здоровье, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность личной жизни, право на уважение достоинства и чести, право на индивидуальный облик и голос и другие.

Названные личные неимущественные права, принадлежа¬щие физическому лицу, не связаны с имущественными, не имеют экономического содержания (их нельзя оценить в деньгах) и не могут быть переданы другим лицам. Полагаем, что эти личные права названы в п. 3 ст. 2 и в ст. 15 ГК РМ нематериальными благами, определяющими индивидуальные признаки - особенности личности.

Таким образом, п. 3 ст. 2 и ст. 15 ГК РМ дают основание утверждать, что предметом гражданского права являются не только имущественные, но и личные неимущественные отноше¬ния как связанные, так и не связанные с имущественными.

В юридической литературе была высказана точка зрения, согласно которой гражданское право не регулирует, а только охраняет личные неимущественные отношения, поскольку они либо вовсе не могут быть предметом правового регулирования, либо регулируются другими отраслями права [2].

Эта концепция нашла закрепление и в ныне действующем ГК Российской Федерации (см. ст.ст. 2 и 150 ГК РФ). Следует отметить, что ГК РФ достаточно полно перечисляет нематериальные блага, защищаемые гражданским законодательством, в том числе называет в качестве объектов жизнь и здоровье. О регулировании личных неимущественных благ, названных в ст.ст. 2 и 150 ГК РФ, не упоминается [3].

А как эти вопросы решены в ГК Республики Молдова?

В п. 3 ст. 2 ГК РМ предусмотрено, что отношения, связанные с осуществлением и защитой прав и свобод человека и других нематериальных благ, регулируются Гражданским Кодексом и другими законами. Таким образом, ГК РМ не противопоставляет правовую защиту правовому регулированию, и это совершенно справедливо, так как нельзя защищать то или иное право, не регулируя его нормами гражданского законодательства. Принимая то или иное право под свою охрану, а в случае нарушения, защищая его, закон предписывает участникам этих отношений определенное поведение и, следовательно, регулирует эти отношения. Закон не может защищать те или иные отношения, не регулируя их. Однако, на наш взгляд, большим упущением ГК РМ является отсутствие в нем хотя бы примерного перечня нематериальных благ, которые согласно п. 3 ст. 2 ГК РМ защищаются и регулируются ГК и другими законами. В ГК РМ вообще не содержится перечня объектов, по поводу которых возникают гражданские правоотношения.

В связи с отмеченными нами пробелами в ГК РМ и ГК РФ особо следует отметить достоинства ГК Украины, в котором Книга вторая, состоящая из 3-х глав, посвящена «личным неимущественным правам физического лица». При этом записано, каким образом личные неимущественные блага регулируются нормами гражданского законодательства и защищаются, чем опровергается мнение, что личные неимущественные права (блага) не могут регулироваться нормами гражданского законодательства [4].

Большинство нематериальных благ являются естественными свойствами физического лица. Но, будучи закрепленными в правовых нормах (названы в Конституции), они становятся объектами права и регулируются его нормами. В юридической литературе предложены различные критерии для систематизации личных неимущественных прав. Такая систематизация предложена профессором Егоровым Н.Д. [5], проф. Шерстобитовым А.Е. [6], Фадеевой Т.А. [7]. Но, на наш взгляд, более убедительными для классификации личных неимущественных прав в гражданском праве являются критерии, предложенные проф. Красавчиковой Л.О. [8].

Основы правового регулирования личных неимущест¬венных благ физического лица (гражданина) составляют нормы Конституции РМ, которые закрепляют в целом систему личных прав граждан нашей страны. При этом личные права и свободы толкуются в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ратифициро¬ванной Молдовой в 1997 г., и другими международными правовыми актами, также ратифицированными Республикой Молдова.

Но личные неимущественные права (блага) в объективном смысле составляют комплексный правовой институт, включающий нормы не только конституционного права, но и ряда других отраслей права: уголовного, гражданского, семейного, экологического и др.

Из числа личных неимущественных благ Конституция РМ ставит на первом месте право на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность (ст. 24 Конституции). Это абсолютные ценности не только для отдельного человека, но и для общества в целом.

Право на жизнь рассматривается как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь и как право личности на свободное распоряжение своей жизнью.

Закон не дает четкого определения понятия «жизнь», но анализ ряда законов, принятых в последние годы, позволяет сделать вывод, что под понятием «жизнь человека» понимается физическое, психическое функционирование человеческого организма, которое прекращается только при необратимой гибели человеческого мозга [9]. Право на жизнь как элемент правоспособности возникает у физического лица с момента рождения, который фиксируется медицинским учреждением в момент отделения жизнеспособного ребенка от организма матери.

Хотя право на жизнь рассматривается как право на свободное распоряжение своей жизнью, тем не менее, согласно п. 1 ст. 34 Закона об охране здоровья [9], просьба больного ускорить его смерть медицинскими средствами (эвтаназия) не может быть удовлетворена, а медицинская аппаратура, поддерживающая жизнь больного в экстремальных случаях, может быть отключена только при констатации смерти мозга.

Высшим нематериальным благом человека является его здоровье. Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия [10]. О всемерной охране здоровья физического лица как высшего нематериального блага свидетельствуют многочислен¬ные нормы Закона об охране здоровья и Закона о транспланта¬ции органов, тканей и клеток человека [9]. В частности, изъятие органов, тканей и клеток человека у живого донора допускается только после предупреждения о возможных осложнениях для его здоровья в связи с хирургическим вмешательством по изъятию у него органа или ткани и получения от него письменного согласия на изъятие (ст. 15 Закона о трансплантации органов, тканей и клеток человека). На наш взгляд, подтверждением того, что для человека его жизнь, телесная целостность, внешний облик являются высшим нематериальным благом, свидетельствует норма, согласно которой изъятие органов и тканей даже у трупа допускается только в том случае, если лицо при жизни заявило о согласии на изъятие его органов и тканей (ст. 13 Закона о трансплантации органов, тканей и клеток человека).

К правомочиям человека, составляющим право на жизнь и здоровье, относится не только право на собственную жизнь, но и право человека воспроизводить себе подобных, то есть на деторождение. Женщине предоставлено право самой решать вопрос о материнстве, и, исходя из этого, Закон об охране здоровья регулирует вопросы, связанные с искусственным прерыванием беременности (ст. 32).

Законом об охране здоровья гарантируется и право на репродуктивное воспроизведение путем применения искусствен¬ного оплодотворения и имплантации эмбриона (ст. 33). Подобная медицинская операция, разрешенная законодательством, привела к так называемому суррогатному материнству, которое в последнее время получает все большее распространение, но не урегулировано нормами права. Полагаем, что, поскольку возникли подобные жизненные обстоятельства и они выдвигают юридические вопросы, данные обстоятельства должны найти законодательное закрепление.

Взаимоотношения, которые устанавливаются между супругами, обратившимися к женщине, которая в течение 9-ти месяцев должна будет вынашивать их будущего ребенка, носят гражданско-правовой договорной характер, отвечают признакам договора по возмездному оказанию услуг (ст. 970 ГК РМ). Эта услуга всегда возмездна, хотя не исключено, что между родственниками она может быть безвозмездной. Учитывая особенности данного договора, он должен быть заключен в письменной форме с детальным изложением прав и обязанностей договаривающихся сторон во избежание возможного возникновения судебных споров.

Согласно п. 2 ст. 970 ГК РМ предметом договора об оказании услуг являются любые услуги, в том числе медицинские. В последнее время широкое распространение получила деятельность частных коммерческих медицинских учреждений, оказывающих различные медицинские услуги всем, кто к ним обратится, без предоставления полиса медицинского страхования.

Услуги, оказываемые коммерческими медицинскими учреждениями (они всегда преследуют получение прибыли), должны осуществляться на основании заключаемых в соответствии со ст. 970 ГК договоров, носящих возмездный характер. Оказание медицинских услуг, связанных с вмешательством в здоровье человека, может повлечь за собой как позитивные, так и негативные последствия, не свойственные другим видам услуг. Так, известность получили услуги по осуществлению пластических операций, которые не всегда достигают желаемого для заказчика результата, что влечет за собой возникновение судебных споров, в которых заказчику (пациенту) трудно доказать ненадлежащее выполнение заказа, учитывая особенности такого объекта, как здоровье человека.

Названные услуги, оказываемые на основе заключаемых договоров, носят явно гражданско-правовой характер. Такие договоры должны детально регулировать права и обязанности как исполнителя, так и заказчика, учитывая специфику данного договора.

Между тем, в главе XI раздела III книги третьей ГК РМ, посвященной договору об оказании услуг, даже не упоминается о такой важной для любого человека услуге, как медицинская, и ее особенностях. Обойден этот важнейший вопрос и в постановлении Правительства от 24 декабря 2007 г. «Об утверждении Стратегии развития системы здравоохранения в период 2008-2017 гг.». Здесь лишь отмечается, что все еще низким остается качество услуг, оказываемых в области здравоохранения (пп. 37, 38 Постановления) [11]

Важнейшим конституционным правом каждого человека является право на свободу и неприкосновенность (Ст. 25, 27 Конституции РМ), которое заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека, совершать любые не противоречащие закону действия по своему усмотрению и в своих интересах.

Свобода для человека – это высшая ценность, относящаяся к его личным нематериальным благам. Однако свобода не означает вседозволенность. Закон устанавливает общие пределы осуществления личных неимущественных прав, которые сформулированы в ст. 9 ГК, предписывающей физическому лицу осуществлять свои права и исполнять обязанности добросовестно в соответствии с законом, основами правопорядка и нравственности.

Свобода не может существовать без ограничений, так как каждый должен считаться с правами другого лица: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Полагаем, что нарушением физической, нравственной и психической неприкосновенности человека является получившая в последнее время широкое распространение практика лечения людей экстрасенсами с применением методов гипноза, что является грубым вмешательством в такую чувствительную сферу человеческого организма, как психика.

В юридической литературе и периодической печати высказано мнение о применении специального прибора – полиграфа в следственной практике и даже при приеме на работу с целью выявления достоверных сведений у допрашиваемого лица. [12]. Подобная практика является грубым вмешательством в психическую неприкосновенность личности, которая вместе с телесной (физической), составляет единое понятие – личная неприкосновенность. Важным конституционным правом является право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ст.ст. 28, 29, 30, 31 Конституции РМ). Вопрос о защите указанных прав и свобод всегда был в центре внимания юридической науки и, в частности, цивилистики.

К числу личных прав относится также право человека на свой внешний облик и голос, что часто используется другими лицами без ведома и согласия обладателя этих прав (особенно в мире эстрадного искусства), грубо нарушая эти личные права. Не нашли закрепления в ГК и в других законах РМ такие личные права, как право на изображение лица в произведениях изобразительного искусства, фотосъемка человека и выставление фотографии в витринах фотоателье без ведома и согласия изображаемого лица. Вместе с тем следует отметить, что в ранее действовавшем ГК РМ 1964 г. предусматривалась охрана интересов изображенного лица (ст. 548). Имелись аналогичные нормы и в ГК других бывших союзных республик (ст. 214 ГК РСФСР, ст. 491 ГК Казахской ССР).

Анализ соответствующих норм Гражданского кодекса Республики Молдова, других нормативных актов по проблеме личных неимущественных прав дает основание внести следующие предложения:

1. Дополнить п. 1 ст. 2 ГК указанием на то, что гражданское законодательство регулирует имущественные, а также личные неимущественные отношения как связанные с имущественными, так и не связанные с ними.

2. Дополнить Гражданский кодекс разделом «Личные неимущественные права физического лица», предусмотреть в нем особенности регулирования и защиты этих прав.

3. Дополнить ст. 970 ГК, посвященную договору об оказании услуг, примерным перечнем услуг, на которые распространяются правила данной статьи.

4. Считать неправомерным применение коммерческими структурами при приеме на работу сотрудников специального прибора – полиграфа, как нарушающего психическую неприкосновенность личности.
Список сносок
[1] Гражданский кодекс Республики Молдова [Текст]: [Закон РМ: принят Парламентом пятнадцатого созыва № 1107-XV от 6 июня 2002г.] // Monitorul Oficial – 2002. – 22 июня. – №82-86.
[2] Иоффе, О. С. Охрана чести и достоинства граждан [Текст] / О.С. Иоффе // Советское государство и право. – 1962. – № 7.
[3] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: [принят Государственной Думой 21 октября 1994г.] // Собрание законодательства РФ. – 1994 – 5 декабря. – № 32.
[4] Гражданский кодекс Украины. Книга вторая [Текст]: [принят Верховной Радой Украины 16 января 2003г.] //Голос Украины. – 2003.– 3 марта. – № 45.
[5] Егоров, Н.Д. Личные неимущественные права и их защита [Текст] / Н.Д. Егоров // Проблем совершенствования законодательства о защите субъективных гражданских прав. – Ярославль,1988.
[6] Шерстобитов, А.Е. Гражданское право. Т.1 [Текст]: учебник / А.Е.Шерстобитов; под ред. А.Е. Суханова. – М.: Walters Kluver, 2004.
[7] Фаддеева, Т.А. Гражданское право. Т.1 [Текст]: учебник / под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1998.
[8] Красавчикова, Л.О. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации [Текст]: монография / Л.О.Красавчикова. – Екатеринбург, 1994.
[9] Об охране здоровья [Текст]: [Закон РМ: принят Парламентом тринадцатого созыва № 411 от 28 марта 1995г.] // Monitorul Oficial. – 1995. – № 34.
[10] О трансплантации органов, тканей и клеток человека [Текст]: [Закон РМ: принят Парламентом четырнадцатого созыва № 42 от 6 марта 2008 г.] // Monitorul Oficial. – 2008. – № 81.
[11] О психиатрической помощи [Текст]: [Закон РМ: принят Парламентом тринадцатого созыва № 1402 от 16 декабря 1997г.] // Monitorul Oficial. – 1998. – № 44.
[12] Большая советская энциклопедия. Т.5. [Текст] / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Большая сов. энцикл., 1971.
[13] Об утверждении Стратегии развития системы здравоохранения в период 2008-2017гг. [Текст]: [Постановление Правительства от 24 декабря 2007г.] // Monitorul Oficial. – 2008. – № 8-10.
[14] Карпов, Н. Право на личную неприкосновенность в системе личных прав физического лица [Текст] / Н.Карпов, А. Пунда // Закон и жизнь. – 2004.– № 12.
[15] Детектор лжи – это законно? [Текст] // Аргументы и факты. – 2008. – 12-18 марта. –№ 11.

Последнее обновление ( 23.02.2009 г. )
 
Форум » Форум www.usm-drept.ru » Drept » Совершенствование законодательства Республики Молдова (о личных неимущественных правах)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

IgoRock © 2008 - 2024
Внимание! Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности. Вся информация и ссылки представлены исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра. Мы уважаем авторов и их права. Поэтому, если вы являетесь правообладателем, какого либо материала размещенного на наших страницах и не желаете чтобы он находился у нас на сайте, свяжитесь с нами, и мы незамедлительно удалим его.